Вы имеете бизнес, или он Вас?

 

Вы руководитель, а, возможно, и владелец собственного бизнеса?

 

Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется,
ему дивится всё;
Он, кажется, из кожи рвётся,
Да только всё вперёд не подаётся,
Как белка в колесе.

И.А.Крылов "Белка"

 

Я Вам не завидую.

Почему? Да потому, что большинство бизнесменов в России - рабы собственного детища. Вкалывают по 10 и более часов в сутки. Работают больше собственных сотрудников, при этом часто зарабатывают столько же, сколько они, а то и меньше. И уж явно менее стабильно. Не могут уехать в отпуск, ибо без них все останавливается. И если недовольный сотрудник может просто взять и уволиться, то у владельца нет даже такой "счастливой" возможности.

Точнее, есть - закрыть это бизнес (выбросить "чемодан без ручки"), и сделать новый. Только он будет таким же. Пока вы мыслите по-старому.

Так и бегает белка в своем колесе за вечно убегающей надеждой...

Как разорвать порочный круг?

Сейчас я дам Вам простой и очень действенный совет. Но чтобы он принес Вам пользу, его недостаточно прочесть. Ибо все мы умные. Вот только между знаниями и делами, увы, пропасть.

Итак, в бизнесе есть 4 основные роли:

"Заказчик", который предъявляет свои требования к бизнесу, например: размер оборота и прибыли, сколько личного времени готов тратить на работу. И вообще, какой образ жизни этот бизнес должен ему обеспечить. Заказчик спрашивает со всех остальных за результаты.

"Архитектор". Он определяет стратегию развития бизнеса, разрабатывает и оптимизирует технологии, по которым работают руководители и сотрудники: как работать с новыми и существующими клиентами, как взаимодействовать подразделениям компании, как нанимать и мотивировать сотрудников и т.д. Его основная задача - думать.

"Руководитель", "оперативный управляющий" (любого уровня: от директора до бригадира). Он отвечает за то, чтобы весь бизнес или подчиненное ему подразделение эффективно работало по тем правилам, которые заданы "архитектором". Он руководит исполнителями.

"Исполнитель". Это рядовой работник, который сам лично создает для компании и рынка некий результат своего труда.

А сейчас оцените в процентах, сколько своего рабочего времени Вы тратите на выполнение каждой из вышеописанных ролей (в сумме 100%) в свой типичный рабочий день. ЧЕСТНО: не врите себе.

Что получилось?

Я очень рад, если бОльшую часть времени Вы работаете руководителем, а тем более "архитектором" и "заказчиком". Однако, увы, практика показывает, что большинство так называемых руководителей, а зачастую и собственников, тратят основное время как исполнители. Сами ведут переговоры с клиентами, проверяют накладные и т.д. Недавно у меня была консультация, на которой 2 собственника небольшой компьютерной компании (бизнесу 15 лет) рассказали, что регулярно сами надевают робу, берут мотки кабеля, и едут прокладывать сети у клиентов. И ладно бы бизнес процветал (ну есть у шефа такое хобби - тянуть сети), так нет - оборот и прибыль уже несколько лет падают.

Впрочем, если Вы в основном оперативный управленец - это лучше, но не сильно. Вы разруливаете различные "косяки" своих подчиненных, тушите постоянно возникающие "пожары". И конца-края этому не видно. Потому что сам бизнес устроен криво. Но заняться исправлением - некогда.

Так вот, до тех пор, пока Вы не измените ситуацию, Вы - раб. И чем четче Вы это поймете, чем хуже Вам станет сейчас, тем больше шансов, что Вы изменитесь. А следом за Вами изменится и Ваш бизнес.

Ведь по сути бизнес - это Ваш инструмент. Предназначенный для того, чтобы обеспечить Вам желаемый образ жизни и счастье. Чтобы приносить Вам определенную прибыль. И оставлять Вам время на саму жизнь. Которой, увы, с каждым днем остается все меньше.

Как измениться? Начните с того, что постоянно осознавайте, из какой роли Вы делаете в своей работе то или иное дело. Полезно вести записи. Причем писать не постфактум (например, вечером), а сразу: ДО начала того или иного действия (разговора, поездки и пр.). Затем анализировать (это можно и вечером). Поставьте себе цель: в ближайший месяц добраться до некоторого соотношения. Например:

Заказчик - 5%

Архитектор - 25%

Руководитель - 50%

Исполнитель - 20%

Но как? Есть такой анекдот.

Мышек в лесу все обижали. Наконец это им надоело, и они решили пойти к Сове - совета спросить.

- Все просто! - воскликнула Сова. - Станьте Ежиками, и никто вас не тронет!

Мышки радостно запищали и побежали к себе домой. Однако на полпути задумались: "А как же нам стать Ежиками?"

Возвращаются к Сове: "Сова, спасибо тебе за совет. Но КАК нам стать Ежиками?"

На что мудрая Сова ответила: "Отстаньте, я занимаюсь стратегией!"
 

Михаил Рыбаков, бизнес-консультант

 

Комментарии (1)

Оставить комментарий



Яндекс.Метрика