История парфюмерии

История парфюмерии началась очень и очень давно. 

Слово «парфюмерия» происходит от французского fumer (дымиться, испаряться, курить) и итальянского perfumo. Это объясняется тем, что наиболее распространенным было приме¬нение благовоний для ароматизации жилых и общественных помещений путем сжигания душистых растений и смол в спе¬циальных приспособлениях.

Еще в Древнем Египте широко использовались пахучие вещества при изготовлении мазей и бальзамов, которые наносились на кожу в косметических или терапевтических целях.
По свидетельству историков примерно в XV веке до н. э. парфюмерию начали использовать не только в религиозных ритуалах, но и на различных праздниках, а египетские женщины с удовольствием применяли искусство обольстительных запахов во время любовных игр. Спирт как основа стал применяться гораздо позже, поэтому в качестве носителя запахов служили животные жиры и растительные масла.

Греки покрывали ароматическими маслами свое тело во время принятия ванн. . Древние греки опирались в своих изысканиях на опыт египтян. Самыми распространенными парфюмерными продуктами оставались масла для тела и благовония. Но греки обогатили гамму используемых ароматических веществ. Помимо смол, бальзамов и специй, греки начали использовать эфирные масла, получаемые из цветов и растений. Излюбленными запахами древних греков были ароматы розы, лилии, ириса, шалфея, тимьяна, майорана, шафрана, мяты и аниса.

Римляне верили в целебную пользу ароматов и часто применяли их в качестве медицинских средств. Кстати, именно римляне начали применять стеклянные сосуды для хранения пахучих бальзамов и масел.

Ароматическая «Вода королевы Венгрии» на основе спирта и солирующими нотками розмарина, появившаяся во второй половине XIV века, считается родоначальницей духов. XVI век отмечается разнообразием ароматических вод, основными компонентами которых являются роза, лаванда и другие цветы. Не чужды ароматическим водам того времени и добавки пряностей, а также мускуса и амбры. XVII век - век париков, пудры и, конечно, насыщенных ароматов, которые служат больше для маскировки неприятных запахов тела, чем для создания загадочного образа красотки.

Первый одеколон - знаменитая «вода из Кельна» завоевал большую популярность в XVIII веке, когда успешный предприниматель Джованни Мария Фарина развернул широкую торговлю «удивительной водой». Кто именно был создателем одеколона до сих пор точно не известно, по одной из версий это был сам Фарина, другая версия придерживается мнения, что автором «Кельнской воды» был Джан Паоло Феминис, передавший рецепт одеколона семье Фарина. 

Парфюмы разделяют по видам, разделяются согласно различным уровням концентрации ароматических веществ, которые в них используются:

Парфюмерные экстракты (или духи) - содержат до 20% ароматических составляющих;

Парфюмерная вода – содержит 10-30 %

Туалетная вода – от 5 до 20 %

Одеколон – от 2 до 5 %

Для фиксации и запаха еще с древности используют для вещества – мускус (выделение из желез оленя Кабарги) и амбру (вещество, образующееся в результате пищеварения китовых), цибетин (выделении желез цебетовой кошки) и бобровую струю или кастореум (выделения из подхвостового органа бобра). Эти вещества довольно дороги и в натуральном виде используются только для очень дорогих парфюмов. Все чаще их заменяют на сходные синтетические композиции. Растительный мускус содержится в корне аптечного дягеля, в семенах гибискуса и некоторых др. растениях. Но духи с этим компонентом не имеют ничего общего с мускусными запахами животного происхождения. Кроме того, отличными фиксаторами являются сандал, ваниль, пачули и еще более 100 веществ.

Чтобы растворять ароматические составляющие эфирных масел, используются особые растворители. Чаще всего используется этанол, а так же смесь этанола и воды.

Липиды с нейтральным запахом, такие как жожоба, кокосовое масло и воск используются не так часто. Интенсивность духов определяется концентрацией растворителя в смеси.

В настоящее время в распоряжении парфюмеров имеется около 3500 душистых веществ

Возникновение аромата - довольно сложный процесс. Сначала по разработанной парфюмером рецептуре изготавливается смесь. Далее ее растворяют в самом качественном из имеющихся спиртов. Свежеприготовленная смесь должна несколько недель "созревать". Потом ее охлаждают и фильтруют, чтобы абсолютная прозрачность жидкости долго сохранялась. Иногда добавляют немного красителя, но чаще всего цвет духов зависит просто от цвета ароматических веществ. Порой в состав вводят немного антиокислителя, чтобы аромат оставался стойким и тогда, когда флакон откроют.

Парфюмеры считают, что аромат состоит из трех основных нот. Что это за ноты?

Если представить аромат в виде треугольника, то на его вершине будет располагаться начальная, или верхняя, нота – запах, который мы ощущаем сразу после нанесения духов на кожу.

Аромат верхней ноты определяется наиболее летучими веществами композиции, например, эфирным маслом апельсина, лимона, бергамота, лаванды, к которым примешивается сильный запах спирта. Верхняя нота освежает и тонизирует и лишь приблизительно передает истинный аромат парфюма.

Через 20-30 минут запах волшебным образом начинает изменяться, и затем несколько часов на коже остается истинный аромат духов – нота сердца. Она располагается на схеме в середине треугольника. Именно этот запах является основным и в полной мере характеризует парфюм. По срединной ноте парфюмеры определяют направление аромата. Оно может быть цветочным, восточным, морским, фруктовым и так далее. Душистые вещества ноты сердца менее летучи, они не звучат отдельно, а сливаются в единый аромат, гармонично дополняя и оттеняя друг друга. Срединная нота женского парфюма может состоять из душистых веществ розы, жасмина, дикой лилии, иланг-иланга, оттеняемых древесными, фруктовыми, пряными нотами. Для создания композиции очень важны и синтетические вещества, передающие запахи травы, ягод, фруктов и так далее.

Третья нота – базовая, конечная, или нота шлейфа. Ее аромат на коже вы можете ощутить спустя несколько часов после нанесения парфюма. Базовая нота находится в основании треугольника нашей схемы. Она формируется из наименее летучих веществ, которые могут оставаться на коже сутки. Одежда, на которую попала капелька духов, иногда сохраняет аромат базовой ноты несколько месяцев. Фиксаторы, о которых мы говорили, как раз и определяют аромат базовой ноты. Их основное назначение – закрепить аромат, то есть сделать его более устойчивым. Фиксаторы образуют на поверхности кожи невидимую пленку, препятствующую быстрому испарению душистых веществ. Аромат фиксаторов насыщенный, терпкий, пряный или приторно-сладкий. Он может заглушить легкие ноты фруктов и цветов. Вот почему в парфюмерные композиции цветочного, фруктового, цитрусового направления стараются добавлять очень небольшое количество таких веществ. Запах таких композиций легкий и воздушный, но нестойкий.

Однородность, тонкость, округлость, равновесие всех трех нот должны в конце концов создать впечатление единства. Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а постепенно развивается, разворачивается и держится, не ослабевая, как можно дольше, создавая "симфонию".

Все ароматы можно условно разделить на несколько направлений, в зависимости от смеси растительных экстрактов, которые входят в их состав.


Цветочные (женские). Это самая большая группа духов. Их главной темой является цветок: роза, жасмин, фиалка, сирень, ландыш, нарцисс, тубероза и прочие. Примеры цветочных ароматов: Белара (цветочно-мускусный), Белла Белара (цветочный с фруктовыми нотами), Джорни (цветочно-водный), моно-аромат Жимолость, деоколон Красный чай Инжир

Свежие океанические или голубые ароматы, а так же свежие травянистые или зеленые ароматы (женские и мужские) очень актуальны и модны. Они напоминают своим запахом скошенную траву, в их состав, например, входят экстракты зеленого чая. К таким ароматам можно отнести: моно-аромат Коттон, деоколон Лотос и Бамбук

Цитрусовые (женские и мужские). Включают в себя ноты лимона, мандарина, грейпфрута и бергамота. Эти легкие и свежие духи хорошо подойдут для жаркого лета и для работы в офисе. Пример цитрусового аромата: Велосити для нее

Фруктовые (женские). Ароматы этого семейства включают в себя ноты персика, яблока, абрикоса, ананаса, папайи и так далее. Духи этого направления такие же чистые и свежие, как цитрусовые, но с добавлением теплых фруктовых нот. Примеры фруктовых ароматов: моно-аромат Маракуйя

Амбровые (женские и мужские). Амбровые композиции еще называют ориентальными, или восточными, духами. В них доминируют пудровые, ванильные, древесные ноты. Эти духи лучше всего подходят людям, уверенным в собственной неотразимости. Отличный вариант для вечернего выхода в свет. Примеры амбровых ароматов: Трибьют (ориентальный), Элиж (ориентальный), МК Интенсити (ориентальный), моно-аромат Янтарь

Шипровые (женские и мужские). Основные ноты ароматов этого семейства – шалфей, лаванда, дубовый мох, пачули и смола. Название «шипровые» пошло от острова Кипр в Средиземном море, первым использовал его Франсуа Коти. Эти ароматы идеально подходят для сильных, энергичных людей. Примерами шипровых ароматов являются: Эффекшн (шипрово-ориентальный), МК Трибьют (шипрово-кожаный)

Древесные (женские и мужские). Это семейство включает в себя духи с теплыми нотами, такими как сандал, пачули, кедр и ветивер. В мужских композициях, наряду с древесными, присутствуют лавандовые и цитрусовые ноты.

Кожаные. Это семейство объединило духи, в которых сочетаются характерный запах кожи (дым, сожженное дерево, табак) и цветочные оттенки. Существует не много духов этого типа. Пример кожаного аромата: спрей МК Мен

Фужерные или папоротники (мужские ароматы). Некоторые парфюмеры относят эту группу к одной из разновидностей шипровых. Но эта группа принадлежит в основном к мужским запахам. Чаще всего папоротниковые сочетают в себе запахи лаванды, бергамота, кумарина с ароматами древесных нот и дубового мха в основе. Примеры фужерных ароматов: Домен, Велосити для него

В некоторых классификациях к отдельной группе отнесены пряные запахи. Большинство же парфюмеров включают их в качестве подгруппы в восточную группу. Пряные духи - менее сладкие, доминантными нотами здесь являются перец, гвоздика, лавровый лист, древесные и животные оттенки.

Существует деление ароматов и по консистенции:

Жидкие духи представляют собой приятно пахнущие спиртовые или водно-спиртовые растворы парфюмерных компо¬зиций с запахом цветочного или фантазийного направления и применяются как ароматизирующее средство.

Твердые духи — это воскообразная масса, чаще всего в виде карандаша, насыщенная парфюмерной композицией и окрашенная в определенный цвет. Применяют для натирания кожи. (например: Белла, Белла Белара)

Порошкообразные духи — это высушенные расте¬ния, растертые в порошок и отдушенные парфюмерной компо¬зицией. Применяют для отдушки белья.

Новый подход к созданию духов. В середине 90-х годов Мэри Кэй Эш впервые в истории создания парфюмерных композиций по-новому взглянула на проблему ароматов. И основное внимание сконцентрировала не на самом запахе, а на его психофизических свойствах – какие чувства и ассоциации вызывает у человека этот аромат, как отражается на эмоциональном состоянии, какие грани характера раскрывает, как подчеркивает индивидуальность.

Следующим шагом Компании было создание концепции образа аромата, которая наглядно представила бы сущность того, кому предназначался новый аромат. Эта концепция была презентована Парфюмерным домам, чтобы вдохновить их и дать представление о сущности будущего аромата. В компании "Мэри Кэй" демонстрация подобных образных концепций стала традицией, - так создавалось имя аромата, его композиция, дизайн флакона и упаковки.

Первое впечатление от аромата называется верхней нотой - оно наиболее ярко. Средняя нота – сердце аромата, нота начинает проявляться спустя некоторое время после нанесения аромата на кожу. Нижняя нота - основа аромата, его заключительный аккорд. Нота проявляется спустя несколько часов после нанесения аромата на кожу она является самой стойкой из всех нот.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий



Яндекс.Метрика